МАДОУ "Детский сад № 9 "Калинка"      
Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Среда, 03.07.2024, 08:23
Приветствую Вас, Гость

Название  проекта: «Радуга поведения» 

Название организации: МАДОУ «д/с №9  «Калинка» гр.№2 « Буратино»

Участники проекта:  воспитатели группы, помощник воспитателя, дети старшей группы. Родители и другие члены семьи.

Сроки выполнения: краткосрочный 

Актуальность:

-  Проблемами регуляции поведения детей в детском саду стоит очень остро. Анализ состояния наших воспитанников показал, что в группе часто происходят конфликтные ситуации, которые  характеризуются столкновением детских инициатив, при котором каждый ребенок настаивает на своем варианте поведения.

- Формированием в дошкольном возрасте дружеских взаимоотношений между детьми в значительной степени зависит от того, какая работа в детском саду ведется в этом направлении. Формировать умение оценивать свои поступки и поступки других.

- Воспитанием в детях таких качеств как сочувствие, отзывчивость, умение оценивать свои поступки и поступки других.

Цель проекта: создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов детей, формирование у ребенка в детском саду и дома социально-нравственных качеств. Овладение детьми нормами поведения, способности конструирования своего поведения на основе анализа действительности и удержания  этого правила.

Задачи для детей:

- Развивать у детей интеллектуальное развитие, познавательные,  речевые способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка;

- Формировать у ребенка эмоционально-эстетическое и бережное отношение к сверстникам, близким;

- Научить детей видеть нежелательные последствия неприемлемого поведения.

Задачи для родителей:

- создавать в семье благоприятные условия для развития личности ребенка;

- учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду;

- уважать неповторимость ребенка, ставить для себя и ребенка реальные цели.

Задачи для педагогов:

- развивать социально-профессиональную компетентность и личностный потенциал.

Основная часть

1. Подготовительный этап

 Определение педагогом темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результата. На этом этапе работы, мне предстояло решить следующие задачи:

- изучить отношение родительской общественности к предлагаемой деятельности в рамках проекта (анкетирование) и возможности семей воспитанников по поддержке образовательного процесса;

- скоординировать действия педагогов и родителей по формированию у детей в детском саду и дома социально-нравственных качеств;

- разработать основные методические материалы и изготовить необходимые дидактические пособия.

2 . Основной этап реализации проекта:

Цель основного этапа:  социально-нравственное воспитание дошкольников на основе бесед на моральные темы, чтение и последующий анализ художественных произведений, обсуждение и проигрывание проблемной ситуации, просмотр и обсуждение фрагментов мультфильмов, художественного творчества. Совместные с педагогом, ребенком и родителями анализа поведения за день.

 3.Заключительный этап.

Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:

-  тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что  позволило существенно снизить конфликтность между детьми;

-  данный проект способствовал не только улучшению психологического климата, но и значительно облегчил работу педагога;

- возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей, дети включают в сюжет игры различные игрушки и пытаются осуществлять ролевой диалог;

- считаем, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог – родители, родители принимали активное участие в реализации проекта.

На начальном этапе проекта было проведено анкетирование родителей

Основные мероприятия по реализации проекта

Раздел 1 «Я и мои родные»

Занятие. Самый дорогой на свете человек

Цели:

1.    Развивать способность к эмоциональному сопереживанию.

2.    Учить понимать и активно выражать эмоциональное переживание близких людей.

3.    Учить давать моральную оценку поступкам героев художественных произведений.

4.    Воспитывать гуманное отношение к родным и близким людям.

Ход занятия

Занятие начинается с обращения к детям:

- Кто на свете для вас самый дорогой человек? - Мама.Чтение стихотворения о маме В.Руссу.                                        

Много мам на белом свете,

Всей душой их любят дети.

Только мама есть одна,

Всех дороже мне она.

Кто она? Отвечу я:

Это мамочка моя.

  Воспитатель предлагает рассказать детям о своей маме с помощью игрового упражнения: «Моя мама». Дети по очереди завершают суждение «Моя мама…», «Когда я вижу свою маму, то…»

Обсуждение и проигрывание проблемной ситуации

«Мама Сережи пришла уставшая с работы, увидев разбросанные по всей квартире игрушки, попросила их убрать. Сережа сделал вид, что не услышал просьбу. Мама приготовила ужин, после которого попросила сына помочь ей убрать посуду со стола, на что тот ответил: «Не хочу!».  Мама обиделась.»

- Почему мама обиделась на сына?     - Как должен был поступить Сережа?

Во время проигрывания ситуации обращается внимание на передачу эмоционального состояния каждого героя с помощью мимики, пантомимики и интонации голоса. После проигрывания воспитатель обращается с вопросами к детям.

- Для чего нужна мама? (Диагностика детских представлений и суждений) подвести к обобщению: «Мама дает жизнь каждому, заботиться, беспокоится о нас, в любую радостную и трудную минуту поддержит, поможет, защитит, поймет и простит».

Художественное творчество «Букет для любимой мамы»

Детям раздаются листы альбомные, фломастеры и карандаши, воспитатель предлагает нарисовать открытку маме, предлагает подарить эти открытки своим мамам, сделав им тем самым приятное.

Занятие.  Почему мы обижаем близких нам людей?

Цели:

1. Учить детей различать понятия «добро» и «зло».

2. Побуждать к проявлению сочувствия и сопереживания родным и близким людям.

3. Формировать осознание моральной стороны поступков.

                                                       Ход занятия

  В начале занятия игровой персонаж кукла Маша, ведет с детьми беседу , какие добрые  дела сделали они для своих родителей? Выслушиваются ответы детей и самые яркие, гуманные поступки детей воспитатель ставит в пример, словесно хвалит.

Детям предлагается послушать стихотворение Е.Благининой  «Посидим в тишине».

- Какой поступок совершил ребенок? Почему?

Диагностика поведения детей и их отношения к близким людям. Детям предлагается по очереди закончить предложение «Когда я вижу уставшую маму (папу), то…» 

Рисование на тему «Моя семья» позволяет диагностировать характер семейных взаимоотношений и положение ребенка в семье.

Домашнее задание: Проявлять заботу  своих родителях, а утром рассказать воспитателю какие добрые дела сделали дома.

Проигрывание проблемной ситуации

  «Вечером забирать из детского сада Лешу пришла мама. Мальчик привык, что это делал всегда папа, с которым они, не торопясь, могли еще прогуляться в парке. В присутствии воспитателя и сверстников Леша начал капризничать, требовать, чтобы за ним пришел отец».

- Правильно ли поступил мальчик?

- Что чувствовала в этой ситуации мама?

- Кого вам жалко в этой ситуации?

- Как бы вы поступили на месте мальчика?

Ролевая гимнастика: с помощью мимики и пантомимики показать:

·         мальчик капризничает;

·         мальчик сердится;

·         мама успокаивает сына;

·         мама огорчается;

·         мальчик и мама радуются.

Упражнение «Закончи предложение».  «Папа рассердился, потому что я…», «Когда я вижу, что папа огорчен, то …».

Занятие.  Наши бабушки и дедушки

Цели:

1. Расширить представления детей об отношении к пожилым людям.

2. Воспитывать уважительное отношение к пожилым и старым людям и побуждать к проявлению им сочувствия.

3. Вызывать эмоциональный отклик к оказанию помощи своим бабушкам и дедушкам.

Ход занятия

  Воспитатель начинает занятие с беседы: сегодня она видела, как один мальчик помогал старой бабушке перейти дорогу и ему об этом никто не говорил. О любви внуков к бабушкам написано много стихов. Вот одно из них.

Чтение стихотворения С.Капутикян «Моя бабушка».

Стала бабушка

Старой, хворою,

От ходьбы она устает

Храбрым летчиком                                                                                        

Стану скоро я,

Посажу ее в самолет.

Не тряхну ее, не качну ее.

Отдохнет она, наконец.

Скажет бабушка:

«Ай да внучек мой,

Ай да летчик мой, молодец!»

Диагностика отношения детей к старым, пожилым людям

Предложить детям закончить предложение «Когда я вижу, как старому человеку тяжело ходить, то…»

Раздел 2 «Учимся сочувствовать и сопереживать друзьям»

Занятие. Друг в беде не бросит

Цели: 1. Расширить и углубить представления детей о доброжелательном отношении к окружающим его людям.

1.    Раскрыть значимость моральной поддержки товарищам, которая может быть выражена в сочувствии.

2.    Формировать ценностное отношение ребенка к себе и к окружающим его людям.

Ход занятия

  Воспитатель предлагает посмотреть мультфильм «Димка и Тимка» и спеть вместе с героями мультфильма песенку: «Настоящий друг»:

Дружба крепкая не сломается,

Не расклеится от дождей и вьюг.

Друг в беде не бросит,

Лишнего не спросит –

Вот что значит настоящий

Верный друг.

Мы поссоримся и помиримся,

«Не разлить водой!» - шутят все вокруг.

В полдень или в полночь

Друг придет на помощь –

Вот что значит настоящий

Верный друг.

  В конце песни педагог отмечает: «Как хорошо иметь верных и надежных друзей!». Но в одной  пословице говорится: «Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось». Во время обсуждения пословицы педагог обращает внимание детей на моральный подтекст пословицы. 

Занятие. Друг и в радости, и в горе всегда рядом

Цели: 1. Формировать представление о душевной боли и переживании обиды, причиной которой может быть равнодушное отношение окружающих.

2. Диагностировать проявление эмпатии.

Ход занятия

  Педагог читает поговорку: «Обидеть легко, да на душе каково?». Взрослый предлагает детям объяснить ее смысл.

- Почему так говорят?

- Приходилось ли вам кого – либо обижать?

- Что вы при этом чувствовали?

Чтение стихотворения С.Михалкова «Хорошие товарищи»

Мальчик Миша мается –

Миша заикается.

Как другие – чисто, ясно –

Он не может говорить.

И просить его напрасно

То, что скажет, повторить.

Нелегко ему даются

Все слова на букву К,

Но ребята не смеются –

Дружба классная крепка:

Ты, Мишутка, не теряйся!

Ты с других пример бери!

Молча с духом собирайся

И смелее говори!

Беседа по содержанию, советы детям:

v    Нельзя смеяться над недостатками внешности других детей, дразнить, давать прозвища.

v     Настоящий друг должен уметь сочувствовать товарищу: радоваться его успехам и огорчаться неудачам.

v  Нельзя проявлять равнодушие обиженному, плачущему ребенку, допускать несправедливость по отношению к слабому.

v     Не делай для людей того, что сейчас себе ты не желаешь.

Игра – шутка «Сиамские близнецы» (С.А.Шмаков)

   Ребята становятся парами и привязываются спина к спине (ноги и руки свободные). Это как бы пары «наоборот». Они должны сплясать, пробежать туда и обратно, как «сиамские» близнецы.

 Анкета для родителей

Уважаемые родители!

  Предлагаем Вам ответить на несколько вопросов, которые помогут нам спланировать работу по социально - нравственному воспитанию наших детей. Подчеркните ответы на вопросы анкеты.

1.    Знаете ли Вы, от чего зависит психологический настрой ребенка на целый день?

  • Да
  • Нет

1.    Какой вопрос Вы задаете ребенку по возвращении его из детского сада?

  •  Чем вас сегодня кормили?
  •  Что интересного было в дошкольном учреждении?
  •  Что ты сегодня натворил?
  •  Как ты себя сегодня вел в детском саду?

1.    Что вы знаете о том, как следует реагировать на агрессивное поведение ребенка в детском саду?

  •   Я много об этом читал, знаю многое.
  •   Я мало что знаю об этом.
  •   Не знаю ничего.

1.    Знаете ли Вы, что надо сделать, чтобы исправить поведение ребенка в детском саду и дома?

  • Да, знаю.
  • Знаю, но хотелось бы знать больше.
  • Не знаю ничего.

1.    Нужен ли Вам совет по улучшению поведения ребенка дома и в детском саду и оказания ему разумной помощи?

  •   Да, он необходим.
  •   Нет.

1.    Считаете ли Вы, что агрессивные интонации являются неотъемлемой частью воспитательного процесса в семье?

  • Да, это единственный способ воздействия на ребенка.
  • Да, но я избегаю этого.
  • Нет, это неверно.