Экологический проект
I. ТЕМА: «Зимующие и перелётные птицы» II. Организация- исполнитель: МАДОУ «Детский сад №9 «Калинка» гр.«Буратино» III. Руководство проекта: Ткаченко О.Н. IV. Сроки выполнения: проект краткосрочный с 16.11.15.-10.12.15г. V. Участники проекта: дети, воспитатели. Актуальность проекта: осенью перед птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Птицы, которые улетают от нас на зиму, едят разных насекомых, жуков, мух. Когда становится холодно, и насекомые прячутся в щели, птицы не могут их достать, поэтому они улетают от нас в теплые края, где тепло и много корма. А весной, когда природа оживает перелетные птицы снова возвращаются в родные края. В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. 1. Цель: расширение и обогащение знаний детей о перелетных и зимующих птицах . 2. Задачи: 1. Формировать обобщённое представление о зимующих и перелётных птицах. 2. Обогатить словарь путём введения слов: корм, перелётные, зимующие. 3. Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им в зимних условиях. 3. Подготовительный этап: - определение уровня знаний детей о птицах; - подбор необходимой литературы, иллюстраций по данной теме. 4. Основной этап. Мероприятия по реализации проекта. Рассмотреть иллюстрации с изображением зимующих и перелётных птиц. Вопросы: • Какие из птиц Вам знакомы? • Каких из птиц Вам приходилось наблюдать на участке или в лесу зимой (синичка, воробей, голуби, снегири) • Как называются птицы, которые остаются у нас на зиму (зимующие) • Каких птиц не видно в последнее время (ласточки, грачи, вороны) • Куда исчезли эти птицы (улетели в тёплые края) • Как называются птицы, которые улетают? (перелётные) Как Вы думаете, почему перелётные птицы улетают (ответы детей) Игра «Доскажи словечко» 1. На полях гуляет вскачь За червями чёрный … грач 2. Резко в воздухе летает Словно небо разрезает Крыльев острых парочка Ловит мошек… ласточка 3. Заселяется он в домик, Что построил мальчик Вовик Рано слышен наш певец, Заливается. скворец. 4. Верещунья белобока, А зовут ее. (сорока) 5. Зимой на ветках яблоки! Скорей их собери! И вдруг вспорхнули яблоки, Ведь это. (снегири) Беседа о зимующих и перелётных птицах Птицы улетают к югу, чтобы найти такие места, где они смогут находить для себя вдоволь пищи. Такие перелеты совершают ласточки, стрижи, скворцы и другие птицы. Птицы очень быстро расходуют энергию, которую они получают вместе с пищей, а это означает, что есть им нужно часто. Поэтому, когда земля замерзает и пищу (особенно насекомых) найти трудно, многие птицы отправляются на юг. Птицы, которые живут и кормятся возле рек и озер (утки, гуси, лебеди, улетают еще и потому, что водоемы замерзают. Для того, чтобы выжить, перелетные птицы совершают долгие путешествия к югу и возвращаются к нам, когда наступает весна. Перелётные птицы не приспособлены делать себе запасы корма на зиму и добывать его в зимних условиях. Летом они живут у нас, вьют гнёзда, выводят птенцов. С наступлением холодов улетают в жаркие страны, а весной вернутся в родные края. Откуда птицы знают, как находить дорогу в «теплые края» и потом возвращаться домой? птицы способны чувствовать магнитное поле земли и ориентироваться по нему. Умение птиц чувствовать магнитные поля зависит от света. Зимующие птицы живут у нас круглый год. Эти птицы не боятся морозов, ухитряются добывать еду даже в самые холодные зимы. И всё-таки очень тяжело птицам зимой. И мы с Вами должны помочь пережить зиму своим пернатым друзьям. И может быть, этим спасём не одну птичью жизнь. А летом птицы помогут людям. Они будут поедать насекомых-вредителей и продолжать охранять от них деревья. Игра «Один — много» (с мячом) — Дети, послушайте название птицы и скажите, как будет, когда их много: Ласточка – ласточки – много ласточек Соловей –соловьи-много соловьёв Кукушка –кукушки-много кукушек Скворец –скворцы-много скворцов Грач –грачи-много грачей Синица – синицы-много синиц Воробей-воробьи-много воробьёв Снегирь-снегири-много снегирей Игра «Думаем и отвечаем» 1. Какая птица бывает почтовой? (Голубь) 2. Какая птица носит черный галстук на желтой манишке? (Синица) 3. Какая птица днем спит, а ночью охотится на мышей? (Сова, филин) 4. Какую птицу называют санитаром леса? (Дятел) 5. Болотная птица, стоит на одной ноге, поджав другую. (Цапля) 6. Какая птица не вьет своего гнезда, а подбрасывает яйца в чужие гнезда? (Кукушка) 7. Как называется птичий дом? (гнездо) 8. Какая птица не умеет летать, но хорошо плавает, ныряет и не боится холода? (Пингвин) 9. Какая крупная птица не умеет летать, но зато хорошо бегает? (Страус) 10. Какая самая маленькая птица в мире? (Колибри) 11. Кто из птиц самый лучший певец? (Соловей) 12. Кого из птиц называют «воровкой»? (Сорока) 13. Кто выводит птенцов зимой? (Снегирь) Чтение художественной литературы:
5. Заключительный этап. Игра - викторина «Знатоки природы» Оформление стенгазеты «Они остались зимовать, мы им будем помогать». Ожидаемый результат: - у детей сформирована система знаний о перелётных и зимующих птицах; - созданы необходимые условия в группе по формированию целостного представления о жизни перелётных и зимующих птиц; - у детей появилось желание помогать птицам в зимнее время года.
Игра – викторина «Знатоки природы» Всё время стучит, |