Тема: «Маленькие Эйнштейны» Организация – исполнитель: МАДОУ Д/с «Калинка» гр.№2 « Буратино» Руководство проекта: Ткаченко Ольга Николаевна Сроки выполнения: проект краткосрочный, познавательный, творческий. Участники проекта: воспитатели, дети. Актуальность: На сегодняшний день тема проекта очень актуальна. Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает. Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. В этом возрасте дети начинают задумываться о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличии объектов окружающей действительности по цвету и другим параметрам. Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов. Создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя. Цель: -Формирование познавательной активности детей через исследовательскую деятельность. -Обогатить знания детей об экспериментировании, научить на практике применять эти методы. Задачи: 1. Развивать мышление, речь, внимание, моторику, координацию движений. 2. Формировать представления о свойствах различных веществ и предметов окружающего мира. 3. Развивать интерес к творческой и экспериментальной деятельности. Этапы проекта Подготовительный: - создание условий для детского экспериментирования (оборудование,материал) - постановка цели, задач проекта; - разработать план мероприятий по проекту «Маленькие Эйнштейны» Основной: Теоретическая часть: реализация мероприятий проекта. Практическая часть: познавательно-исследовательская деятельность (опыты), беседы, чтение худ.лит. Заключительный: - фотоотчёт «Наши эксперименты»; - Консультация для родителей «Экспериментируем дома» Предполагаемые результаты: - дети имеют элементарные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. – развивается познавательная активность, появляется интерес к поисково- исследовательской деятельности. - развиваются качества личности: самостоятельность, инициативность, креативность, познавательная активность и целеустремленность. Основные мероприятия по реализации проекта. Правила поведения при проведении экспериментов. Цель: закрепить правила осторожного обращения с предметами. 1. Беседа «Кому нужен песок для жизни?», «Зачем человеку камни нужны?» Рассматривание песка, камней под лупой. Рисование на песке. Проведение опытов. Цель: закрепить свойства песка, камней. 2. Беседа «Что нужно человеку для жизни?», «Воздух видимый и невидимый»; Наблюдение за ветром; Проведение опытов. Чтение худ.лит. Н.А.Рыжова «Воздух-неведимка»; С.Путин « Сказка о воздушном шаре». Игры с воздушными шарами, дуем-играем;пушинки, листочки, мыльные пузыри. Изготовление вееров. Цель: Расширить представление детей о воздухе. Дать представления, что ветер-это движение воздуха. 3. «Волшебница-вода» «Что мы знаем о воде?» «Вода наш друг или враг?» Чтение худ.лит. о воде. К.Паустовский «Поэзия дождя» , П. Вяземский «Чудо радуга» Проведение опытов. ОПЫТЫ, ЭКСПЕРИМЕНТЫ «Сравнение свойств песка и камня» Цель: уточнять представления детей о свойствах объектов неживой природы (песка, воды, камней); познакомить с увеличительным прибором - лупой. Материал: песок, вода, камни, лупа, стаканчики. 1.Опустить в воду песок и камень, перемешать. Наблюдать, как материалы оседают на дно. Вывод: камни тяжелее песка, они оседают на дно раньше. Песок состоит из маленьких песчинок. Они лёгкие. А из чего состоит камень? Попробуйте разделить его на маленькие частички. Получается. (Нет.) 2.Насыпать немного песка на лист белой бумаги и рассмотрите песчинки? Какие они? Хорошо видно? Не очень. Есть увеличительный прибор- лупа. Он помогает нам рассмотреть самые маленькие частички, делая их большими. Какие они? (Разные). А теперь рассмотрим камень. Камни тоже состоят из маленьких частиц, но они крепко держаться друг за друга, и мы не можем их разделить. Также на камнях можно увидеть крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т.д.
«Поиск воздуха» Цель: дать ребёнку сведения о том, что воздух находится вокруг нас, он может быть холодный, тёплый, влажный, без воздуха не может жить ни человек, ни растение. Материал: ленточки, целлоф. пакет, воздушный шарик, трубочка для коктейля, ёмкость с водой. Предложить ребёнку доказать с помощью предметов, что воздух вокруг нас есть. Ребёнок выбирает любые предметы, показывает опыт (например, дует в трубочку, опущенную в воду, надувает шарик и др.) самостоятельно. Объясняет происходящие процессы на основе результатов действий. Вывод: воздух есть везде, он прозрачный.
«Воздух видимый и невидимый» Цель: уточнить представление о том, что воздух- реально существующий газ. Познакомить со способами обнаружения воздуха. Материал: ёмкость с водой, пластиковые стаканы, веера, воздушный шарик. 1. В ёмкость с водой опустить перевёрнутый стакан(обратить внимание, что стакан нужно держать очень ровно.) Что происходит? Вода вошла в стакан? (Нет) А что ей мешает? (Воздух) Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду. 2.Опустить стакан в ёмкость с водой, но теперь держать стакан не прямо, а немного наклонив. Что появляется в воде? (Видны пузырьки воздуха). Откуда они взялись? (Воздух выходит из стакана и его место занимает вода). Вывод: воздух прозрачный, невидимый.) 3. Возьмите веера, которые мы смастерили, и помашите ими над водой. Что вы видите? (появились волны) Почему они появились? Вывод: веер движется и приводит в движение воздух, образуется ветер. Ветер заставляет двигаться воду, образуя волны. Опыт показывает, что ветер- это движение воздуха. 4.Попробуем утопить воздушный шарик. Почему он не тонет? Вывод: воздух легче воды. 5. Подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?(выходят пузырьки) Вывод: внутри нас есть воздух. Мы дуем в трубочку, и воздух выходит. Для того чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а затем выдыхаем через трубочку, таким образом получаются пузырьки.
«Пузырьки-спасатели» Цель: дать представления о том, что воздух легче воды, имеет силу. Материал: стакан с минеральной водой, мелкие кусочки пластилина. Налить в стакан минеральную воду, сразу же бросить в неё несколько кусочков пластилина, величиной с рисовые зёрнышки. Ребёнок наблюдает, решает, почему пластилин падает на дно (он тяжелее воды, поэтому тонет.) Затем следит за тем, что происходит на дне, почему пластилин всплывает и снова падает, что тяжелее и почему. В воде есть пузырьки воздуха, они поднимаются наверх и выталкивают кусочки пластилина; поэтому пузырьки воздуха выходят из воды, а тяжёлый пластилин снова опускается на дно. Вывод: воздух легче воды, имеет силу.
|